В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.
Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:
«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».
Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.
Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.
Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран? Его название - «Теория разбитых окон». Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:
«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».
Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.
Нидерландские социологи подтверждают эту мысль (источник). Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.
Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.
Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.
Намусорили уже 69 % велосипедистов.
Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:
«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма - известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».
И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.
В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.
«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, - рассказывал он. - В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…
В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?
Новый начальник полиции верил - как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.
Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.
«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, - рассказывал Браттон. - Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».
В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.
Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.
Уровень городской преступности стал резко падать - так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».
Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.
Не знаю, мне кажется, что наша действительность более пессимистична. Взять наш район: вычистили, дорожки сделали, фонари поставили красивые. А в переходе под железной дорогой после многих лет постоянно раскурочиваемых светильников повесили совсем уж антивандальные: металлические полностью, на анкерах, а провода опять же в металлические трубки убрали, и опять же скобами с анкерами приделали к потолку... Раскурочили. Просто потребовалось немного дольше времени И фонари опять же бьют И то, что на ж/д вокзалах и станциях уже несколько лет кордоны стоят - не помогает, все равно прыгают при первой же возможности. Менталитет другой. Как ни печально
Сколько общего я нашла в этой статье схожие мысли с моими собственными. Я тоже в это верю.
Нинок, да те же зайцы - если бы у нас узаконили что их могли бы охранники с контролерами передавать на станциях полицаям, чтобы те часа 2 составляли протоколы - зайцев бы стало меньше. Но такого нормативного закона нет и никто его не разрабатывает. Наше руководство РЖД считает что эффективнее ввести штрафы как в Европе, только забывает что это несоизмеримо нашей средней оплате труда.
Когда ребенка с младенчества не учат не ломать деревья, не бросать мусор, не рвать цветы на клумбах, то потом заложить что очень сложно, разве что огромными штрафами, которые 100% взимаются.
Я, когда ребенком была, мы во дворе каждый год сажали с родителями кусты, цветы, деревья, ухаживали за ними, и потом нам в голову не приходило их рвать или ломать. Наоборот, вандалов из других дворов гоняли.
Интересная статья и во многом согласен. Единственное, что есть и иные способы. Может, это, конечно, и не так, но я почему-то уверен, что если сделать закон "намусорил - получил удар в живот от полицейского и заплатил штраф 10000р.", а после тебе еще раз в неделю будут названивать какие-нибудь службы, чтобы провести беседу с потенциально опасным для общества человеком, поскольку "Вы были замечены в уплате штрафа". Никакое мытьё вагонов так не спасает, по моему мнению, как хороший такой пинок коленом в челюсть. Можно сказать "пинок в челюсть негуманно и вообще засудят за такое". Ну, так законы можно легко поменять, разве нет?
Тоже немного добавлю о культуре, правда, уже со стороны власть-имущих. Сегодня кулаки потирал от злобы и бессилия, отделался только матерным "пи**р"! А ситуация была такая. Иду себе мимо павелецкого вокзала по делам, а там мне наперерез эдакая компания - человек 10+ ребят одного роста в одинаковых серых костюмах, делают мне жест "стой, демон, ты не пройдешь" и в общем дают мне понять недвусмысленно, что всю эту компанию я должен послушно обойти крюком. В центре охраны явно был кто-то, у кого прав на пешую прогулку мимо вокзала больше, чем у меня, а следом суетились ребята с диктофонами и блокнотиками. Да, я в курсе, что так было всегда, ну, или почти всегда, но власти нет до нас дела, она нас не видит, ей обзор широкие спины охранников закрывают. Предложенный в статье метод действенный, но правителям он не нужен, рядом с ними никто в носу не ковыряет и перхотью не трясёт. Так что эту статью можно просто обсуждать с видом, ах, как было бы хорошо.
Элена, и это тоже. А еще плохо, что когда ребенок хулиганит (один, без родителей), взрослые проходят мимо, вместо того, чтобы хотя бы замечание сделать.
Sinister а вы думаете в той же Америке это по-другому? Такие охранники пропускают того кто идет наперерез? А если вы хотите убить ими охраняемое лицо? Или кинуть в него что-нибудь?
Sokolova, не знаю, как в Америке, но у нас я видел и более разумный вариант приезда кого-то важного. Уже не первый раз натыкаюсь на важных персон, но такое позволяют себе не часто.
Кстати, был даже вариант, когда эти охранники создавали оцепление в виде прямоугольника, тем, кто к оцеплению приближался, они говорили что-то наопдобие "подождите, сейчас "Шеф" пройдет" или было "здесь временно закрыто".
Мне вот интересно, если бы я не шел, а стоял на месте их маршрута, как бы они поступили))))) аккуратно подвинули бы или за руки и за ноги и об асфальт шмяк)))
Сколько ни смотрю американские фильмы. В их метро спускаться желания нет.
Когда я учился в институте, поезда на ярославском направлении были замалеваны от колес по самые "рожки". Сейчас все поезда более-менее в нормальном виде, даже новые составы появились, от которых воняет химией)))
Sinister Когда я учился в институте, поезда на ярославском направлении были замалеваны от колес по самые... еще "рожки". Сейчас все поезда более-менее в нормальном виде, даже новые составы появились,.....
с синими сиденьями, ага ))
Вот только зайцев меньше не стало с тех пор как подняли стоимость проездного на 250%. Их опять стало больше.
Элена Нинок, да не в менталитете дело, а в воспитании. Когда ребенка с младенчества не учат не ломать... еще деревья, не бросать мусор, не рвать цветы на клумбах, то потом заложить что очень сложно, разве что.....
плохо у вас видимо с психологией. менталитет это показатель нации, ее тип. играет он довольно большое значение. старая русская пословица" с кем поведешься, того и наберешься" является прототипом вашей истории и поведении в нью-йорке. раз все так то и я. и по теме данная система к нам неприменима, т к у нас вандальство и безнаказанность идет с верха, и к сожалению там это не очень надо. а кто попробует чистить "верх" постигнет участь Андропова.
Sokolova Рыба не слышала, у нас не написано нигде не было. В интернете тоже ничего нет. Они пока думают что 1000 это нормальный штраф
в любом общественном транспорте. но в данном законе очень много косяков. они могут выписать! штраф и высадить на след остановке, на более они прав не имеют, т к не являются органами с данными полномочиями....
YOJIC в любом общественном транспорте. но в данном законе очень много косяков. они могут выписать! штраф... еще и высадить на след остановке, на более они прав не имеют, т к не являются органами с данными полномочиями....
Но если штраф не уплачен. То: 1. Служба исполнения наказаний. 2.Гибдд 3. Налоговая 4. УФМС Вообщем не весело. И из-за тысячи, можно много проблем огрести.
Рыба Но если штраф не уплачен. То: 1. Служба исполнения наказаний......
как гражданин прописанный в москве (по москве) область (по области), имеешь полное право до 21 (если не ошибаюсь) часа, не носить с собой документов :0 а штраф выписывается с данными по паспорту. но! опять паспорт ты имеешь право только предъявить, но никому не давать в руки, только к менту, кондуктор не имеет такой власти, как требовать документ. таким образом можно какие угодно данные сказать
3. Налоговая 4. УФМС это вообще то из другой оперы)
YOJIC как гражданин прописанный в москве (по москве) область (по области), имеешь полное право до 21... еще (если не ошибаюсь) часа, не носить с собой документов :0 а штраф выписывается с данными по паспорту. но!.....
Думаю доставлять в линейные отделы будут. Заодно паспортный контроль усилят.
Сейчас многие работают в парах. Так чтобы заплатить налоги, надо штрафы от Гибдд оплатить. Чтобы выехать за границу, надо не быть в базе судебных приставов. И т.д.
ну не милиця а полиция тогда уж. и то на всех не хватит. и так пол состава уже уволили и людей в кадрах не хватает. и не всегда она была, не надо. ни разу не видели походу как контроллеров из автобусов вышвыривали, как самих безбилетников
у меня недавно билет проглотил их автомат, и не открыл , я по глупости засунула еще раз он пробил, но аннулировал еще одну поездку. спрашивается какого хрена?!!! я плачу за проезд, а не благотворительностью занимаюсь...
"Кроме того, по словам мэра Москвы, контролеры-ревизоры уполномоченного государственного казенного учреждения будут наделены полномочиями по составлению протоколов на "зайцев". в том то все и дело, что будут, а не наделены, а многие уши развесили..." на что у нас и рассчитано, на нашу безграмотность ....
У на с это "эффект толпы" назывался,когда толпа болельщиков(иболельщиц) вытворяют неприемлемое даже для наци,они как будто в СИЛОВОЕ ПОЛЕ попадают.Дуреют сразу и не в меру! Хорошее так легко не распостранимо. В Питере мальчик бросил фантик. Подошла старушка(не мама);"Мальчик, ты ведь хороший мальчик?" Малыш кивает и улыбается. "Тогда возьми фантик и отнеси в урну... " Девушки покупают пиво. - Паспорта ,пожалуйста? -Нам тогда сигарет -я же сказала--ПАСПОРТА. Это ПИТЕР сегодня
у меня ребёнок бросает мусор исключительно в урны,однажды увидев мусор на земле добавил к нему и свою "лепту" когда я его стала ругать,он мне-ну это же мусорка(ребёнку тогда 2 года было) так что согласна с автором,стадное чувство у нас сильное,раз все бегают и я буду,все мусорят и я за компанию
Христианин У на с это "эффект толпы" назывался,когда толпа болельщиков(иболельщиц) вытворяют... еще неприемлемое даже для наци,они как будто в СИЛОВОЕ ПОЛЕ попадают.Дуреют сразу и не в меру! Хорошее.....
в вашем же Питере меня пыталось избить пьяное быдло,зато что я раздавала рекламу у метро,а очередь из дюжины достаточно крепких мужиков спокойно наблюдала за этим
КЛЮКВА, У нас как в 37 надо. Расстрелять тех кого поймали. За опоздание 10 тюрьмы. Глядишь как после войны будет. И до Марса долетим, и ночами спокойно ходить будем.
КЛЮКВА в вашем же Питере меня пыталось избить пьяное быдло,зато что я раздавала рекламу у метро,а очередь... еще из дюжины достаточно крепких мужиков спокойно наблюдала за этим