Прочитано на Хабре. Этот пост, наверно, правильно воспринимать как крик души, как попытку найти поддежку в профильном сообществе и окончательно не потерять веру в текущий уровень высшего инженерно-технического образования. То, что сейчас все крайне непросто в этой сфере, не говорит только ленивый, но я хочу постараться дать вам некую объективную информацию, а выводы… Выводы, думаю, все сделают сами. Кому интересно, прошу под кат.
Вместо пролога
Итак, моя компания занимается поставками лабораторного оборудования, большую часть из которых представляют довольно высокотехнологичные системы очистки воды. Некоторое время назад у нас открылась собственная сервисная служба, которая, надо сказать, оказалась весьма востребована в силу специфики оборудования и его довольно широкой распространенности. В связи с тем, что системы имеют довольно длительный жизненный цикл (некоторые работают аж с конца 80-х годов), а также ряд механических компонентов, подверженных естественному износу, обслуживание данных систем нужно производить хоть и не очень часто, но все же регулярно и с определенной периодичностью. И для проведения этих работ (диагностика, ремонт, сервисное обслуживание и контроль тех. состояния), безусловно, нужны подготовленные инженеры, обладающие, во-первых, определенными знаниями в области общей электроники, во-вторых некими специфическими, связанными уже непосредственно с продуктовой линейкой. Последние, конечно, прививаются во время обучения, различных тренингов и тестовых работ, которые инженер должен проходить на первоначальном этапе своей работы.
Так вот, буквально месяц назад мы пришли к пониманию, что загрузка нашего инженерного штата приблизилась к критическому порогу (порядка 90% времени в командировках) и нужно срочно расширять штат. Какие проблемы, подумал я… В нашей стране, где инженерная культура столь высока и популярна… Я даже представить себе не мог, как я ошибался…
Фабула Мы пошли стандартным путем. Разместили на соответствующем популярном ресурсе вакансию, нам стали откликаться люди. Надо сказать, что условия мы предложили, на наш взгляд, довольно рыночные. Нормальная зарплата, естественно все по ТК, бесплатные обеды, неплохие командировочные, перспективы стажировок за границей, служебный транспорт по необходимости, связь, возможность посмотреть страну в довольно многочисленных и частых командировках. Отклики были, и немало… Но качество…. Ребята, это просто непередаваемый кошмар. Да, иных слов просто нет.
Маленькое лирическое отступление: в связи с тем, что планировалось, что большая часть собеседований будет двухступенчатыми, и первая часть будет проводится одним из руководителей, который не может самостоятельно оценить способности инженера в области теоретических и технических знаний, было разработано простейшее задание из 5-ти пунктов, дабы сразу отсеять кандидатов, не обладающих минимальными необходими знаниями. Результаты этих тестов поразили меня до глубины души, с учетом специальностей респондентов.
В заголовке вы видите картинку диодного моста, нарисованную человеком, у которого свежий диплом магистра (от июня этого года) со специальностью «радиоэлектроника» довольно известного старого московского вуза федерального значения. Я не буду называть его, но его знают многие. Вдумайтесь в эти слова – магистр, радиоэлектронщик, рисует диодный мост звездой. Когда я попросил пояснить его, как по его мнению он представляет себе прохождение тока по данной схеме – он хлопал глазами и честно признался – «не знаю». А может, он купил диплом в переходе? Надеюсь, что это так, хотя не похоже, все же часть вопросов +- он ответил.
Думаете, я бы написал этот пост, если бы столкнулся с одним таким респондентом? Конечно же нет. Я приведу вам другие шедевры, как вам, например, вот такой диодный мост: ----------------------------------------------(нет возможности разместить фото)-----------------------------------------------------
Я не выдержал вчера, и позвонил своему старому другу. Он к.т.н., работает зам. директора института в структуре РАН, довольно известный вуз в IT и близких сферах. И излил ему душу в своем понимании чудовищности данной картины. Ведь эти ребята, эти, прошу прощения, «инженеры» претендуют на то, чтобы работать в реальных секторах, часть из них с биомедицинских факультетов вузов. Именно эти люди будут настраивать вам биохимические анализаторы, аппараты МРТ, рентгенографическое оборудование и т.д. Как наши вузы могут позволять себе выпускать таких инженеров? Мой старый приятель лишь саркастически заметил в ответ, не скрывая, правда, неподдельной грусти, что да, все так, что все кошмарно и плохо. Что инженеров чудовищно мало, что спроса со стороны реального сектора экономики на них почти нет, что мы почти ничего высокотехнологичного в инженерном плане не производим. Что если ты хочешь что-то получить путное, нужно брать студента на 2-3 курсе, еще с горящими глазами, давать ему реальные задачи и лишь тогда с определенной долей вероятности ты можешь получить на выходе желаемого специалиста с нужными тебе скиллами. И то – не факт. А без реальных задач студенты-технари уходят в тяжкую депрессию к старшим курсам, не понимая, зачем им вообще все это надо, зачем им нужны фундаментальные базовые знания. В наших вузах теперь не объясняют им это. И они выходят из вузов, не обладая знаниями физики даже на уровне 8-9 классов школы.
В моем понимании, это катастрофа. Как мы будем жить в нашем мире, в 21 веке, в окружении колоссального количества промышленных, зачастую весьма опасных объектов, с ТАКИМ уровнем образования наших специалистов? Это ведь наше будущее? Это же они будут управлять реакторами, осуществлять техническую поддержку и ремонт авиатехники, объектов газо- и нефтепереработки…. Или кто
Вместо эпилога
Я сел писать этот пост сегодня, в обед, сразу после собеседования с краснодипломным бакалавром другого федерального вуза. Его мост я привожу ниже. Этот парень предложил подвести переменный ток по одному проводу к схеме (слева), а дальше, по его словам, «разделяется» (видимо, электроны-мальчики налево, девочки – направо, принцип разделения сформулирован все равно не был) и выходит по проводу справа. Да, да, второго провода нет, вот такая однопроводная схема. Как в одном проводе может возникнуть разность потенциалов он мне не объяснил. Хотя я предположил, что его предложение подавать ток в одну точку моста само по себе тянет на премию, вот только пока не знаю какую…
Просто инженер Хотя тот же Эдисон напрочь отвергал всякую науку. Но не помню: сравнялся ли кто еще с ним по числу... еще изобретений? Настоящих изобретений...................... Да и время сейчас не их: сейчас хваткие на виду. Но не талантливые. Эти для хватких даже опасны.
Так вот Эдисон как раз в первую очередь был "хватким". И главное его "изобретение" - величайшая компания GE - General Electric.
А для хватких в первую очередь опасны односторонние однобокие посредственности - они вечно видят в своих проблемах внешние причины.
Кстати и по Бабакину у Вас неточности. Он не был генеральным, а был главным. Ну да это мелочь. Не знаю, дали ли ему диплом для формализации членкорства (хотя к этому времени он был доктором наук), но подобное было с академиком Микулиным, которому по-моему на 80-летие подарили диплом МВТУ.
dekan Работал достаточно долго в профобразовании (московский колледж), проблемы видятся в том, что: 1)... еще Отсутствует мотивация учиться в школе по настоящему после введения ЕГЭ и ГИА(после 9 кл), тк. по итогам гарантировано поступление практически в любой вуз по среднему баллу, вопрос только в престижности этого вуза. В колледжи вообще нет конкурса из-за демографической ямы, в результате получаем контингент уровеня ПТУ. Учится они не хотят по определению.
Я понимаю что кидать говном в ЕГЭ модно. Дескать, без него при советской власти учились гении, который одной рукой писали стихи, второй запускали ракеты в космос, а ногами выигрывали золотом олимпиад
Изначально в МСК сегодня слишком много ВУЗов, есть десяток ВУЗов куда также нет конкурса из-за демографической ямы.
Поэтому в колледжи/техникумы, и вообще в СПО, пойдут либо ну просто клинические идиоты, либо те, кто хочет пораньше начать трудиться. Опять же - гуманитарию может быть и все равно, после инста работать или колледжа, но я так понимаю, что инженегру все-таки необходимо хорошее базовое фундаментальное высшее образование, чтобы работать в Боинг или Мерседес, а не на говне типа Салюта.
dekan Spike 3D, Вот именно, чиновники сверху вынуждают подтасовывать факты, разумеется прямых указаний на это нет...
"Каждый выбирает по себе." Подлость, преступление совершают те, кто внутренне готов к этому, а потом они долго ноют, что их заставили, вынудили. Как же вы все похожи.
Просто инженер Или взять покойного Бабакина, генерального конструктора многих знаменитых автоматических... еще космических станций. Так он вообще диплом о высшем образовании получил чуть ли не вместе с корочкой член-кора АН СССР.
Посмотрел в энциклопедии про Бабакина "В 1957 окончил Всесоюзный заочный электротехнический институт связи." Кто врет? Вот как меня веселят играющие "ловленый мизер".
iml Посмотрел в энциклопедии про Бабакина "В 1957 окончил Всесоюзный заочный электротехнический... еще институт связи." Кто врет? Вот как меня веселят играющие "ловленый мизер".
Что удосужились в Википедию заглянуть - похвально, конечно. В этом моменте я действительно ошибся. Поскольку самого Георгия Николаевича не видал и не знал по причине расхождения во времени. А вот с сыном его, Николаем Георгиевичем, в общем-то шапочно был знаком. Простецкий, должен сказать, мужик. При его реальном положении. На что рекомендовал бы обратить внимание и вам, при вашем виртуальном - только с ваших слов. Обусловленных, вполне вероятно, крайне болезненным и неудовлетворенным честолюбием. Ну так вот. Это, помнится, из разговора с ним у меня в памяти отложилось, что отец его много-много лет, занимаясь и управляя делами серьезными, вообще без диплома обходился. И член-кором по совокупности своих работ стал чуть ли не будучи еще в ранге "молодого специалиста". Собственно в этом и была мысль моей реплики. Но вы, кажется, главного так и не поняли. Что не удивительно. Но за поправку, тем не менее, благодарю.
iml "Каждый выбирает по себе." Подлость, преступление совершают те, кто внутренне готов к... еще этому, а потом они долго ноют, что их заставили, вынудили. Как же вы все похожи.
не обобщайте, после последней реорганизации ушел по собстьвенному после 17 летней службу т.к. не выглядел для нового руководства достаточно "лихим и придурковатым"
Просто инженер Что удосужились в Википедию заглянуть - похвально, конечно. В этом моменте я действительно ошибся.... еще Поскольку самого Георгия Николаевича не видал и не знал по причине расхождения во времени................... И член-кором по совокупности своих работ стал чуть ли не будучи еще в ранге "молодого специалиста". Собственно в этом и была мысль моей реплики. Но вы, кажется, главного так и не поняли. Что не удивительно. Но за поправку, тем не менее, благодарю.
Это Вы ничего не поняли - отсутствие системного мышления и поверхностные знания однако. Кстати, член-кором Бабакин стал за год до смерти и это не из Википедии. Опять лажаете.
Работа делает свободным гуманитарию может быть и все равно, после инста работать или колледжа, но я так понимаю, что... еще инженеру все-таки необходимо хорошее базовое фундаментальное высшее образование, чтобы работать в Боинг или Мерседес, а не на говне типа Салюта.
с образованием соглашусь. а вот, про то, что надо поднимать шаражки иностранные, а наши пусть дальше загнивают, вот здесь я с Вами не согласен. Пусть лучше улучшают нашу авиацию, чем работают на дэбилов-европейцев.
sadKO с образованием соглашусь. а вот, про то, что надо поднимать шаражки иностранные, а наши пусть... еще дальше загнивают, вот здесь я с Вами не согласен. Пусть лучше улучшают нашу авиацию, чем работают на дэбилов-европейцев.
Это все лозунги. По факту у тебя выбор - работать на старье с алкашней за 15 тысяч или за современном производстве за 50. Что приятнее, выгоднее, комфортнее, перспективнее для саморазвития?
sadKO с образованием соглашусь. а вот, про то, что надо поднимать шаражки иностранные, а наши пусть... еще дальше загнивают, вот здесь я с Вами не согласен. Пусть лучше улучшают нашу авиацию, чем работают на дэбилов-европейцев.
давно нет нашей авиации....лет этак 10 как....все авиазаводы гонят запчасти уже готовые за границу.....
РДС, согласен, лозунги и призывы работать не на благо россии как раз Вы и предложили в прошлом своем сообщении. Вы хоть разок по предприятиям масквабада прокатитесь, давно уже не 15шки и 16К20 сдан в ПТУ для опытов. про алканафтов я даже и речи не завожу. а на салюте стоят обрабатывающие центры.
Хорошо бы поработать, Думайте, что хотите, не собираюсь дискутировать. Напомню только слова из песни Галича: "А молчальники вышли в начальники, потому что молчание - золото. Промолчи, попадешь в первачи, промолчи, промолчи, промолчи..." Что поделать, если теперь на всех уровнях правят бал исполнительные "чего изволите" Кстати, если не секрет, Вы уже нашли работу, или где?
Работа делает свободным sadKO, ну, у меня данные по Салюту 2 летней давности, может быть чего-то там и изменилось.
и 10 лет назад там вполне приличные цеха были и строгая дисциплина...работают на экспорт ребята....так что не знаю,уж какие у Вас данные,но я сама лично там была...абсолютный порядок был....
кстати, нам один старый препод в институте рассказывал, что в какой-то период времени, при Сталине, был принят такой порядок, когда один человек мог сдавать экзамен за всю группу... вот тогда выпустили тысячи, сами понимаете каких, инженеров...
Вождь кстати, нам один старый препод в институте рассказывал, что в какой-то период времени, при Сталине,... еще был принят такой порядок, когда один человек мог сдавать экзамен за всю группу... вот тогда выпустили тысячи, сами понимаете каких, инженеров...
Кто компетентен сказать, где можно с нуля набрать опыт слесаря механосборочных работ ? Ответ на данный вопрос, даст цепную реакцию на понимание процессов происходящих в стране.
Exposer Кто компетентен сказать, где можно с нуля набрать опыт слесаря механосборочных работ ? Ответ на... еще данный вопрос, даст цепную реакцию на понимание процессов происходящих в стране.
На любом оборонном предприятии (НПОМ, ЗиХ, НПО им. Лавочкина, ..........). Но у Вас смещена точка отсчета. Ну этот самый "нуль". Нуль объясним в 19-20, но не в 30 с хвостиком.
iml На любом оборонном предприятии (НПОМ, ЗиХ, НПО им. Лавочкина, ..........). Но у Вас смещена точка... еще отсчета. Ну этот самый "нуль". Нуль объясним в 19-20, но не в 30 с хвостиком.
Что за бред, учиться ни когда не поздно. Нет предела совершенства и саморазвития, так что ваша теория в данном случает не работает.
kola Короче,Олени московский не могут 4 провода свести в единую схему ( 2 провода переменногог тока и 2 провода +-)
А где вы нашли таких "инженеров"? Честно, удивлён...
Но что характерно, не по-наслышке столкнулся с подобным явлением. Младший сын учится в РГТУ "МИИТ" на 3-м курсе. Глаза пока "горят", но он уже жалуется на отсутствие практики. Именно отсутствие возможности начать практическую работу по специальности, он считает губительной для процесса обучения. Доходит до маразма: если он найдёт себе работу - его "попрут" с бюджетной формы обучения. А руки у него "чешутся" реально, и в голове пока ещё порядок - а не упаднический хаос.
Вспоминаю свою учёбу, хотя она далеко от "вышки" по своему уровню (ПТУ). Да, теории у нас хватало. Даже сейчас, вспоминая, сколько было у нас "спецухи", и рассказывая сыновьям, вижу, что они удивлены. Но мы учились и работали на практике. На реальном предприятии, на равных с профессионалами. Конечно, большая часть группы "скидывалась" и "бегала" за бутылкой для мастера, а потом он им отмечал "работу", и они разбегались в разные стороны. Но потом это "аукнулось" им при выпуске из училища - часть просто не доучилась, и стала "никем", часть оказалась хоть и с "дипломом", но пользы от них никакой. Я тогда "упёрся рогом", и отрабатывал практику не на положенные пол-дня - а на весь рабочий день, причём старался делать самые сложные работы. Я стремился стать профессионалом экстра-класса! Наши преподы из технических ВУЗов давали нам столько знаний, сколько "влезет" - а не только в пределах программы. Собственно самой программы по нашей специальности тогда ещё не существовало. Наша группа была экспериментальной, никто тогда не делал серьёзного "упора" на специфику этой профессии. Честно скажу, что тогда это было некоторым "инакомыслием" в системе образования, но это мне и понравилось. Сейчас я благодарен всем моим преподавателям из Советских технических ВУЗов, которые не жалели своих сил (работали у нас по совместительству), за их "не ПТУшное" отношение к делу и к нам. Кстати, тогда в каникулы, я умудрялся зарабатывать совсем не бедную зарплату... Благо, были и серьёзные теоретические знания, и хорошая практика. Согласитесь, в 17 лет получать зарплату, сравнимую с зарплатой главного инженера проекта (как у моего отца) - это не так-уж и плохо! А в 18 лет я уже столкнулся с идиотскими ограничениями - в СССР нельзя было честно зарабатывать сколько сможешь. Это была "статья" в Уголовном Кодексе... Но у меня уже была "клиентура" с не бедными автомобилями, и я в свой обеденный перерыв, успевал тайком, "за воротами" (тогда это так называли), зарабатывать "вторую зарплату" (вот за это была статья в УК СССР).
Сейчас сын жалуется, что нельзя ему так-же, честно работать и учиться (опять "Низ-з-зя!"). Вот вам и результат: "потухшие" глаза после третьего курса, "никакие" знания дипломников, и "никакой" Диплом у Магистров... Желание знать и уметь, "рубится" на корню в технических ВУЗах...
Теперь немного "уеду" из России... Во всех иностранных университетах существует система "стажёрства" студентов на профильных предприятиях. Мало того, компании заинтересованы "готовить" себе будущих специалистов, предоставляя им реальную работу, пусть и за меньшие деньги. И многие выпускники, могут писать в своих резюме об опыте работы по профилю... Это хороший опыт, и его необходимо перенять и внедрить в России! Как?
Вся беда в том, что если студент найдёт работу по специальности, то его автоматически "выкинут" с бюджетной формы обучения. Если он захочет продолжать учёбу - он будет вынужден перейти на коммерческую форму обучения (платить немалые деньги). А "бюджетка" осталась без "практики"...
iml На любом оборонном предприятии (НПОМ, ЗиХ, НПО им. Лавочкина, ..........). Но у Вас смещена точка... еще отсчета. Ну этот самый "нуль". Нуль объясним в 19-20, но не в 30 с хвостиком.
Exposer Что за бред, учиться ни когда не поздно. Нет предела совершенства и саморазвития, так что ваша теория в данном случает не работает.
Предела совершенства действительно нет, но ............Есть естественный процесс старения организма, когда моторные навыки легче закрепляются в молодости, способность к анализу позже с получением опыта, способность обучать других в иное время. Я же сказал сбитости нуля на вашей шкале отсчета. А вот с фразой, оторванной от вашего случая согласен на все 100 - сам последнее высшее получал в 48 лет.
Тут еще одно. Вы же хотите развиваться за счет других. Пока Вы развиваетесь в Вас надо вкладывать, а когда отдавать будете - на том свете угольками?
wer А сколько по зарплате в деньгах ,хотя бы примерно для статистики.
Ну на НПОМаш в Реутове молодой спец после института 60 тыр получает, но это с учётом надбавки, которую через 2-3 года снимут. И далее 2 возможности - если он востребован и состоялся как спец, то будет и более получать, если нет - 30-35 тыр.
Естественно, что на одного из первых приходится десяток-другой из вторых.
Часть любой системы всегда работает на самообеспечение всей системы. Хоть в государстве, хоть в армии, хоть в любой фирме: надо обеспечивать своих сотрудников едой, кровом, транспортом и т. д. По мере бюрократизации любой социальной системы все большая часть ее действий направлена на поддержание и развитие собственной деятельности. По достижении пика эффективности, по достижении оптимального баланса расходов на внутреннюю и внешнепродуктивную деятельность – наступает дегенерация системы, дополнительные расходы дают все меньшую отдачу наружу, все более потребляются внутри самой системы. И вот уже система работает сама на себя: все силы и средства идут на поддержание своей деятельности без всякой пользы посторонним.
iml Ну на НПОМаш в Реутове молодой спец после института 60 тыр получает, но это с учётом надбавки,... еще которую через 2-3 года снимут. И далее 2 возможности - если он востребован и состоялся как спец, то будет и более получать, если нет - 30-35 тыр. Естественно, что на одного из первых приходится десяток-другой из вторых.
Но уважаемые база должна закладываться в подростковом возрасте.Меня школьником заинтересовал "Радиотехнический кружок" в 1982 г.,я там собрал свой первый радиоприемник и прочую лабуду типа цветомузыки. Сейчас,во первых я своему сыну не могу предложить такой кружок,потому что у нас в Челябинской области это все вымерло,нету финансов у бюджета финансировать всякий кружки. Был в Уфе в радиомагазине,есть там прекрасные радионаборы "Юный радиотехник",Но цены от 4000рублей,душа горела купить но,для провинций это больший деньги.Сейчас,пытаюсь его на словах заинтересовать радиотехникой,но вижу что это не то,нет возможности продемонстрировать принципы работы транзисторов,диодов.Нужны радиокружки,а их нету потому что их никто не будет финансировать. В итоге в армию,я уже пришел готовым радиоэлектронщиком.В г.Химки,где я служил, весь офицерский состав ремонтировал:ТВ и автомагнитолы у меня.Завод им.Лавочкина,где я служил,я его вообще полюбил всей душой.После дембеля предлагали земельный участок в Поварово,кредит на строительство.Давай,оставайся.Наверное зря не остался.Все деньги текут в Москву.Та же "Башнефть",в купе с "Башкирэнерго",все осело в Москве.Короче Москва,все деньги регионов перенаправила к себе,через олигархов.Оставив на местах жопу. Поэтому,сейчас вся молодежь рвется на госслужбу.Там зарплата,там льготы.
kola Сейчас,пытаюсь его на словах заинтересовать радиотехникой,но вижу что это не то,нет возможности... еще продемонстрировать принципы работы транзисторов,диодов.
Ну вообще-то не все так уж печально. Как раз сейчас и можно объяснять не только на словах, но и на хорошо иллюстрированных опытах. В Вашем случае, например, использовав какую-либо программу построения схем. Хотя бы ту же Electronics Workbench 5.x. Компактную, интуитивно понятную и с набором отечественных компонентов. Которые, вообще-то, и самому можно добавлять. А главное - бесплатную. Ну или еще какие - их должно быть много. Я имею в виду понятных для подростка. Или более навороченные. Процесса живой сборки это, конечно, в полной мере не заменит, но разобраться и понять, как что работает - вполне. А если в компе есть звуковая карта, то, значит, и на осциллограф тратиться не надо. Пусть и не для очень высоких частот, но для каких-то поделок вполне подходящ. Даже многоканальный и с запоминанием. Так что тут все больше зависит от Вас - сумеете ли Вы его заинтересовать? Да и что-что, а бытовая электроника нынче реально дешевеет. Так что с деталями - даже в провинции - все-таки сейчас гораздо лучше, нежели в былые времена. Времена моей, скажем, юности. Проведенной тоже в провинции и с такими же проблемами: где же достать то-то и то-то? Короче говоря - здоровая смекалка Вам в помощь. Да и испокон веков Русь-матушка на том и держится, что голь на выдумки хитра. Главное - не унывать. А еще о прошлом не жалеть: так, значит, и должно было статься, как оно сталось.
kola Поэтому,сейчас вся молодежь рвется на госслужбу.Там зарплата,там льготы.
А еще волчьи законы внутри этих служб. И постоянная забота : как бы успеть сожрать ближнего, пока он первым тебя не сожрал? И как довольно-таки частый итог - инфаркт в виде бонуса к большой зарплате. Ну уж как самый минимум - к сорока годам ожирение от сидячей и нервной работы. Ожирение не только тела - это бы ладно. Но и мозгов. Да и души. Так что лучше уж в транзисторах или диодах копаться. По-крайней мере здоровее. И на сто процентов интереснее.